Как бороться с грустью

Как бороться с грустью





.


Грусть, сплин, тоска, хандра. Называйте как угодно. Каждый знает, что это такое. Мало кто знает, как с этим бороться. Что вы делаете, когда на вас наваливается грусть? Достаете из холодильника кусок торта? Наливаете себе рюмку коньяка? Звоните ближайшей подруге или другу и три часа рассказываете о том, почему именно вам не стоит жить? Скорее всего, именно это вы и делаете — совершенно инстинктивно. И совершенно неправильно.

Потому что ваше настроение, скорее всего, остается на том же понуром уровне. И ни торт, ни коньяк, ни трехчасовая беседа с подругой не способны изменить его радикально. Перепады настроения присущи всем. Но у кого-то они проходят быстро и незаметно для окружающих, а у кого-то вредно сказываются на здоровье, портят карьеру и становятся причиной головной боли для всей семьи.


Женщины подвержены перепадам настроения в два раза больше, чем мужчины. К тому же они больше склонны, винить в неудачах только себя, тогда как мужчины винят обычно всех вокруг.

Но и мужчины, и женщины вполне в состоянии управлять своей хандрой. Новая книга профессора психологии Калифорнийского университета, ведущего специалиста по проблемам управления настроением Роберта Фейера, утверждает: пoедaние сладостей, жалобы по телефону и алкоголь — неправильный путь. Правильный — это поиграть в футбол, или отправиться в тренажерный зал, или вспомнить о забытом хобби. Вы любите вышивать крестиком? Фотографировать? Менять интерьер своего дома? И прекрасно! Займитесь этим!

Коктейль из энергии и покоя. Все миллионы оттенков нашего настроения состоят из комбинаций двух главных составляющих: умения расслабляться (relaxation) и умения мобилизовать себя (energy). Существует четыре основных типа настроения:

  • Вы полны энергии и при этом спокойны
  • Вы полны энергии, но при этом находитесь «на взводе»
  • Вы совершенно расслаблены, но чувствуете себя комфортно
  • Вы чувствуете себя совершенно обессиленным.

Очевидно, что лучшим при этом является первое состояние. Худшим — последнее. Изменение вашего настроения — это, по сути, изменение пропорций энергии и покоя.

Ухудшать настроение можно:

  1. Бесконечно пересказывая свои неприятности другу. Этим вы удвоите их и, возможно, испортите отношения с другом.
  2. Закатив истерику домашним — мужу, жене, детям, маме и коту. Облегчения это не принесет, а потом вам будут еще и стыдно за это.
  3. Напившись: наутро вы погрузитесь еще в большую депрессию.
  4. Съев все содержимое вашего холодильника: это кратчайший путь к тому, чтобы возненавидеть себя еще сильней.
  5. Попытавшись лечь в кровать и «заспать» свою хандру: вы рискуете не уснуть, и мучаться теперь еще и в постели.

Хочешь проститься с тоской — съешь это:

  • Бразильские орехи. Они богаты витаминами и минералами, улучшающими настроение. Один бразильский орех способен поднять ваш жизненный тонус.
  • Горький шоколад (в небольших количествах). Ученые верят, что такой шоколад так же полезен для здоровья, как влюбленность.
  • Бананы. Они тоже, по мнению американских диетологов, помогают пережить стресс.

Источник:
Как бороться с грустью
. Грусть, сплин, тоска, хандра. Называйте как угодно. Каждый знает, что это такое. Мало кто знает, как с этим бороться. Что вы делаете, когда на вас наваливается
http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1464

Как бороться с грустью

автор Лилия Пуэнтэ

Чувство грусти знакомо каждому. Когда-то оно проживается вспышками, в другой момент накатывает волнами, иногда ощущается беспрерывным фоном. Особенно непросто становится в осенний и зимний периоды, когда солнце редко появляется на небе и возникает непрерывное ощущение серости. Этот цвет не только окружает человека, но и кажется, входит в его существо, создавая похожее настроение. Ничто не радует его, так как все пропитывается безрадостными переживаниями. Что бы он ни делал, что бы ни думал или чувствовал – все это погружается в серую пелену меланхолии.


Чтобы справиться с ней, человек обычно использует методы, которые его родители применяли, когда он был маленький. Например, они видели, что малыш грустит и дарили подарки или отводили на аттракционы. Ему могли также купить новый костюм или машинку. Или накормить чем-то вкусным и сводить в любимое кафе-мороженое.

Такое поведение взрослых закрепляет в ребенке определенные реакции. Теперь он вырос, но механизмы остаются такими же. Испытывая хандру, он идет в магазин, чтобы приобрести новое пальто или компьютерную игрушку, покупает себе десятую пару солнечных очков или отправляется в дорогой ресторан, заедая печаль стейком или любимым чизкейком. Эти средства обычно помогают, но лишь на некоторое время.

Через какой-то период у человека появляются похожие эмоции и тогда ему снова приходится исправлять ситуацию. Однажды привычные способы перестают действовать, так как постоянное увеличение дозы приятного больше не спасает и лишь начинает раздражать или вгонять еще в большую тоску.

Теперь он может использовать более изощренные методы избавления от грусти. Они заключаются в сбегании, то есть в уходе от реальности. Кто-то будет находить утешение в книгах, другой погрузится в просмотр кинофильмов, третий — начнет проводить все больше времени в компьютерных играх или социальных сетях. Чтобы перестать проживать собственные неприятные эмоции, человек будет включаться в жизнь других людей или в вымышленную реальность. Это даст выход из тоскливых мыслей, но опять только на время.

Уходя от неприятных эмоций, человек не изменяет ситуацию, но лишь откладывает ее решение на некоторый период. Если сбегание повторяется достаточно часто, то приступы хандры учащаются и уже не зависят от погоды за окном или других внешних обстоятельств. То есть, к этому моменту, эмоция настолько плотно накапливается внутри, что все видится через ее призму. Поэтому даже яркое солнце и дорогой подарок больше не поднимают ему настроение.

Задавленное и скрытое глубоко от всех чувство продолжает существовать, даже если внешне человек кажется успешным и энергичным. Недавняя публикация в интернете о реальном лице депрессии поразил огромное количество людей. Счастливые, улыбающиеся лица и через несколько дней и даже часов – суицид. То есть, привычка запрятывать внутрь эмоции настолько сильна в обществе, что человек может чувствовать себя очень плохо, но демонстрировать окружающим совсем иное состояние.

Иногда он даже сам верит, что ему хорошо за счет полученных лайков под выложенными фотографиями. Но когда никого нет рядом, он сталкивается с настоящими чувствами. И тогда ему уже некому показывать счастливую маску, так как он полностью погружается в тяжелые мысли, что приводит к ощущению безвыходности и к дальнейшим непоправимым шагам.

То есть основная причина депрессии заключается в постоянном подавлении грустных эмоций и привычке показывать «сделанные» эмоции. Это происходит в основном из-за неумения человека справляться с чувствами и с воспитанном в нем механизме «заедать» их впечатлениями извне, в том числе едой. Научившись же справляться с ними другим образом, ему не нужно будет прибегать к подавлению и тогда возникающая грусть перестанет восприниматься как напасть и катастрофа.


Для того чтобы научиться работать с тоскливыми переживаниями, необходимо изначально понять ключевое понятие: чувство – это не человек. Это лишь его часть, а значит, он может наблюдать за ним. Уже одно намерение разобраться с этой эмоцией изменит многое. Почему так происходит? Когда человек бежит от чего-то, это значит, что он испытывает страх. Пытаясь спрятаться от неприятного, он тем самым признается в своей слабости, в том, что оно сильнее его.

Если же он принимает решение изучить свое состояние, то теперь он владеет ситуацией. С этого момента он понимает, что путь может быть нелегким, но он сам пришел сюда и, значит, обязательно справится. Он перестает быть жертвой и ведет свою жизнь сам. Речь идет не об управлении ситуации, а о нахождении смелости разобраться с собственными чувствами, глубоко понять их и прийти с ними в гармонию.

Первый шаг, который нужно сделать — это повернуться к ним лицом. Надо перестать «закидывать» неприятные ощущения в подсознание. Необходимо принять решение, что теперь, что бы ни случилось, это чувство будет прожито и понято. Как это сделать? Допустим, на вас «навалилось» сильное переживание печали. Выбрав путь его изучения, вы начинаете наблюдать и описывать. Какое это чувство? Оно серое, холодное, плотное, эфемерное? Вы испытываете только печаль или также равнодушие, пресыщение, недовольство собой, неудовлетворение? Как оно протекает: быстро, накатывается волной, поглощает, присутствует постоянно? Можно давать эти описания просто мысленно, а можно взять ручку и писать на бумаге, так как это помогает сконцентрироваться.

Зачем это делать? Описывая, вы становитесь наблюдателем, переходите из пассивного состояния жертвы в того, кто учится изменять ситуацию. Если на вас накатывает еще одна волна, найдите и для нее слова. Пусть они будут похожими, это не страшно — со временем вы будете более успешными в передаче своих ощущений. Обрисовывайте их, ищите новые термины — таким образом вы все больше будете понимать, что вы лишь наблюдатель, а не само это грустное чувство.

Не надо осуждать самого себя, что вы испытываете тоску и печаль. Не стоит вообще давать им оценку — если они возникли, значит в них была необходимость. Продолжайте изучать: посмотрите, что вы им противопоставляете: радость, счастье? Если да, то вам надо понять, что эти позитивные чувства не являются настоящими — они лишь находятся с другой стороны печали. Истинная радость не зависит от внешних обстоятельств и не противопоставляется ничему, она является чистым внутренним ощущением.

Продолжая работать таким образом, каждый раз соприкасаясь с чувством грусти, не боясь его, но изучая и все больше понимая себя, в какой-то момент вы увидите, что оно стало появляться намного реже, менее интенсивно и не так агрессивно как раньше. Вы заметите кардинальные перемены в восприятии происходящего. А главное — вы перестанете бояться чувств и тогда любое из них, даже самое неприятное, будет восприниматься как необходимая работа над собой, над собственным мировосприятием и мироощущением. Тогда любые эмоции: грусть, печаль, хандра или тоска станут просто рекой, плавно протекающими в вашей жизни и освобождая место для следующей волны.

Для тех, кто глубже хочет разобраться с этой и другими проблемами, приглашаем на консультацию к дипломированным специалистам-психологам.

Читайте также статьи по теме Нужно ли подавлять эмоции?

Источник:
Как бороться с грустью и хандрой?
Грусть, тоска, хандра — все эти чувства присущи в осеннюю пору, особенно когда на улице серо и дождь. Справиться с ними и не упасть в депрессию можно с помощью психологии.
http://enjoyurlife.ru/kak-borotsya-s-grustyu-i-xandroj/

Как бороться с грустью

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски


Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Источник:
Об унынии, тоске и лености
«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает». Преподобный
http://www.pravoslavie.ru/59963.html

COMMENTS